«Пабло Пикассо. Параграфы»
Под таким названием Таганрогский художественный музей ко Дню города открыл выставку, которая объединила 61 литографию из европейских частных коллекций.
По представленным работам художника можно наблюдать развитие его творчества в разные периоды долгой и плодотворной жизни.
Чеховский Таганрог был настоящей культурной столицей всего Юга России: из окон многих домов раздавалась музыка; сами дома были памятниками архитектуры; в городском театре творили сразу две труппы (оперная и драматическая); городское кладбище походило на музей скульптуры под открытым небом. Позднее благодаря Чехову в Таганроге появилась и своя картинная галерея, в которой были представлены шедевры живописи и графики. Таганрогский художественный музей с честью продолжает выполнять своё предназначение, подтверждение чему – новая выставка.
Создатель нашего художественного музея, Чехов навсегда останется его гостеприимным хозяином. И Пикассо для него – не случайный гость. Эти гении, хоть и не пересеклись в жизни, объединены многим и многими. И Чехов, и Пикассо не могли уместиться в рамки существовавшего до них искусства, соответственно, сценического и изобразительного; каждый из них совершил переворот в искусстве, внёс в него новые принципы, поднял его на новый уровень. Пикассо был дружен с Мейерхольдом, который, в свою очередь, находился под огромным чеховским влиянием. Благодаря другому нашему соотечественнику – Сергею Дягилеву, открывшему в Париже «Русские сезоны», Пабло Пикассо стал человеком театра: он много работал над костюмами и декорациями для балетных спектаклей. И Чехов, и Пикассо своим творчеством продолжают окрылять нас, поднимать ввысь. И не зря каждый из них ассоциируется с птицей: Чехов – с чайкой, ставшей символом Чеховского МХАТа; Пикассо – с голубем – благодаря своему знаменитому «Голубю мира». К слову, те, кто побывал на открытии выставки, уходили с неё, унося на груди, у сердца, маленькую копию «Голубя мира».
Лично я не понимаю авангардного искусства. Но в гениальности Пикассо убедился по светящимся лицам посетителей открывшейся выставки.
На фото: искусствовед, старший научный сотрудник Таганрогского художественного музея Людмила Казакова возле особо полюбившейся ей «Совы», раскрывающей крылья и грани аналитического кубизма.
Антон Сахновский