Святая к музыке любовь
Незадолго до отчётного концерта солистов и творческих коллективов Таганрогского музыкального колледжа 20 апреля в ГДК, в родных стенах собственный творческий отчёт представил студенческо-преподавательский духовой оркестр. В пьесе на тему старинной армянской песни «Вернись» ведущую партию исполнил солист муниципального духового оркестра Анатолий Кузьмич Терещенко, выпускник ТМК 1966 года. В глазах у многих стояли слёзы.
Анатолий Терещенко – патриарх музыкального Таганрога, человек-легенда. Слёз в жизни живущего девятый десяток Анатолия Кузьмича было немало, но в них отнюдь не только горечь…
Кларнет и Ленин
Анатолию Терещенко не было и четырёх лет, когда в родной город вошли фашисты. Но вместе с ужасами войны в его памяти сохранились и совсем другие детские впечатления тех лет: мимо его дома по улице Чехова в сторону старого маяка ежедневно проходил маршем немецкий строй в сопровождении духового оркестра. А в 1951-м году, будучи уже подростком, Анатолий проходил по улице Свердлова (Александровской) мимо городского Дома пионеров, услышал знакомые звуки и не смог пройти мимо.
Детский духовой оркестр играл прямо в вестибюле: сияли медью трубы, светились счастливые лица мальчишек… Толику так хотелось играть вместе с ними! Но дирижер, Васильевич Бегунов, сказал, что инструментов пока больше нет и предложил прийти попозже. Однако, увидев закипевшие в глазах уходящего парнишки слезы, он окликнул его, достал футляр, извлёк и собрал кларнет. Наскоро объяснив новому ученику, как держать инструмент и играть на нём, он услышал, как паренёк тут же извлёк первый в своей жизни музыкальный звук – это была нота соль.
В том же году по совету Фёдора Васильевича Толик поступил в музыкальную школу № 1 им. П. И. Чайковского, где его педагогом стал Николай Пантелеевич Сурков; играл в детском симфоническом оркестре, руководителем и дирижёром которого был директор школы Павел Александрович Носков.
– В 1953-м я учился во втором классе музыкальной школы. И вдруг Николай Пантелеевич говорит мне: «Толик! Ты едешь на областное радио!» – вспоминает сегодня Анатолий Кузьмич. – Играл без репетиции, сразу в прямом эфире, очень волновался. Мама в это время собрала весь двор, открыла окно, включила радио: «Толик играет на кларнете!» Играл я «Жаворонка» Глинки. Мне за то выступление дали сборник нот. И бюст Ленина. Когда я его привёз домой, мама плакала. Она его потом каждый год, перед Пасхой, красила белой краской.
Сбежал со свадьбы, бросил институт…
6 ноября 1957-го Анатолий Терещенко был в числе тех, кто открывал ДК им. Димитрова (нынешний СКЦ «Приморский»). К тому времени Анатолий с успехом окончил первую музыкальную школу, 10 классов 10-й школы и металлургический техникум. А через неделю после открытия ДК его ждали военно-воздушные силы, военный духовой оркестр г.Нежин, а дальше — победа на смотре-конкурсе духовых оркестров Киевского военного округа, благодарность командующего КВО, поощрительный отпуск и многое другое.
Через 2 года и 10 месяцев Анатолий вернулся домой, а уже 7 ноября 1960-го отгремела веселая комсомольская свадьба – невеста, ждавшая своего музыканта из армии, стала любимой женой. В тот же вечер Анатолий Терещенко, студент-первокурсник ФАВТ, солировал в концерте Большого студенческого эстрадного оркестра ТРТИ — сколько радости было у всего оркестра во главе с его руководителем, когда на сцену влетел сияющий Анатолий!
С 1961-го у Анатолия, параллельно с учёбой в ТРТИ, была ещё и работа – в эстрадном концертно-танцевальном оркестре парка имени Горького. Летом оркестр допоздна играл на танцплощадке в парке, а осенью и зимой выступал в клубах окрестных сел. Совмещать с такой работой учёбу в институте становилось всё труднее, но бросать работу было нельзя: молодой муж стал молодым отцом, подрастала дочь Маринка, да и съёмная квартира требовала регулярной оплаты. И тогда Николай Пантелеевич Сурков дал ученику неожиданный совет – предложил бросить институт и поступить в Таганрогское музыкальное училище, которое было открыто ещё в 1960-м:
– После института окажешься инженером – одним из многих, – сказал он. – А если станешь музыкантом, будешь один такой в городе.
Слова Суркова оказались пророческими.
В 1963-м Анатолий Терещенко был зачислен в музучилище по классу кларнета, к любимому педагогу Николаю Пантелеевичу сразу на второй курс, а уже весной 1964-го его пригласили на работу в авиационный техникум руководителем эстрадного оркестра.
– На состоявшемся вскоре смотре-конкурсе самодеятельности техникумов Таганрога члены жюри были потрясены, – вспоминает Анатолий Кузьмич. – Открывается занавес, а на сцене полный эстрадный оркестр – с трубами, тромбонами, саксофонами…
В этом оркестре играл крепыш-трубач с выпускного курса Валерий Полтавский, дипломированный самолетостроитель и, в том числе благодаря Анатолию Терещенко, будущий блестящий музыкант. В дальнейшем Валерий Валерьевич и Анатолий Кузьмич в немалой степени поспособствовали возвращению Таганрогу былой славы родины российского джаза.
В оркестре парка Горького Анатолий Терещенко проработал 10 лет, а во второй половине 60-х Анатолий играл уже не в парке, а в симфоническом оркестре оперной студии Дворца культуры комбайностроителей.
«Радуга» – дорога в небо
Особенным оказался 1966-й: выпускник музучилища Терещенко тут же стал руководителем и дирижёром эстрадного оркестра «Радуга» ДК им. Димитрова.
– У истоков создания оркестра в начале 60-х стоял работник авиазавода Леонид Фёдорович Мартыненко. Тогда в каждом цехе была своя художественная самодеятельность. И он отобрал по цехам лучших музыкантов, сформировал костяк оркестра. В первой половине 60-х им руководили и Анатолий Давидович Рабчинский, и Николай Пантелеевич Сурков, а в 1966-м художественный руководитель ДК, мой друг и соратник Леонид Мартыненко пригласил меня возглавить оркестр.
И потом, в течение четверти века с лишним, вместе с профессионально растущими в «Радуге» музыкантами, Анатолий Терещенко участвовал во многих сотнях концертов, проходивших в цехах авиазавода имени Димитрова, в одноимённом Дворце культуры, подшефных колхозах и совхозах, воинских частях, заводских базах отдыха. «Радуга» радовала многих на областном телевидении, десятках конкурсов и фестивалей, в том числе всесоюзных и даже международных.
В 1978-м этот оркестр стал участником областного фестиваля патриотической песни. Концерт-конкурс длился свыше двух часов. Лучшим, по мнению жюри, номером фестиваля была «Песня народного единства» чилийского композитора Ортега в исполнении таганрогской «Радуги». На последнем припеве все находившиеся во Дворце спорта – примерно 4 тысячи человек – в едином порыве встали и в такт песни-марша до самого финала скандировали. И опять в глазах у многих стояли слёзы.
Да будет джаз
На протяжении многих лет Анатолий Терещенко работал в творческом содружестве с родоначальником профессиональной джазовой школы в Ростове-на-Дону Кимом Назаретовым и с ростовским композитором и дирижёром Георгием Балаевым.
В 1989 году таганрогский оркестр стал участником проходившего в Ростове Третьего международного джазового фестиваля биг-бэндов и выступал на одной сцене с ведущими джазовыми оркестрами не только СССР, но также Франции и Польши. Причём оркестр «Радуга» на Фестивале оказался единственным самодеятельным коллективом, чем ошарашил ведущего: в его многолетней практике столь высокопрофессионального любительского оркестра до тех пор ещё не было.
К слову, солисткой этого оркестра долгие годы была супруга Анатолия Терещенко, работница авиазавода Людмила Туренко.
Создавая будущее
На протяжении многих десятилетий Анатолий Кузьмич Терещенко остаётся одним из известнейших музыкантов Таганрога. Во второй половине 1990-х он руководил эстрадным оркестром в гарнизонном клубе «Сокол», почти 10 лет был приглашённым солистом (кларнет, саксофон) муниципального камерного оркестра под руководством Александра Гуревича. Его сольные выступления снискали заслуженное признание коллег-музыкантов, жителей нашего города и его гостей, в том числе зарубежных. С февраля 2003 года Анатолий Кузьмич – артист муниципального духового оркестра, его солист и концертмейстер группы саксофонов.
Но, помимо служения музам, всю свою большую музыкальную жизнь он посвятил воспитанию молодых музыкантов, сохранению и продолжению богатых музыкальных традиций нашего города.
В 1965-72 гг. он преподавал в своей родной детской музыкальной школе № 1 им. П. И. Чайковского, а руководимый Анатолием Терещенко оркестр стал первой школой профессионального мастерства для многих поколений музыкантов. В разное время в нем играли ведущие таганрогские музыканты-духовики Валерий Полтавский, Владимир Аникин, Вячеслав Акимов, Сергей Кадыгроб ; солист национального симфонического оркестра Литвы Игорь Крамаров, ведущий трубач-солист Государственного Симфонического оркестра России Олег Толкачёв и Алексей Малахов, являющийся музыкантом Президентского оркестра вот уже 28 лет. Среди воспитанников оркестра «Радуга» и его бывший вокалист, заслуженный артист России Николай Перекопский.
И сейчас, в свои 80 лет, Анатолий Кузьмич остаётся учителем для очень многих таганрогских музыкантов. И учит он прежде всего собственным примером преданности любимому делу и великому искусству – музыке.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ.
Фото из архива Анатолия Терещенко:
— Анатолий Терещенко в сопровождении муниципального камерного оркестра под управлением Александра Гуревича исполняет соло на саксофоне.
— Духовой оркестр Таганрогского музыкального колледжа под управлением Сергея Михайловича Малыхина исполняет пьесу на тему старинной армянской песни «Вернись», посвящённую памяти Валерия Валерьевича Полтавского. Солист — Анатолий Кузьмич Терещенко.