Таганрог и Новый год – братья и ровесники

Один из любимейших в России праздников появился вскоре после основания Таганрога. Мало того, они – родные братья; у них общие родители: отец-основатель Пётр Первый и Россия-матушка. Решение о возведении на мысу Таганьем цитадели царь Пётр принял ещё в 1696 году. Но реально строительство Троицкой крепости началось лишь в 1699-м. Тогда же тут появились и первые пушки. А спустя несколько месяцев, зимой, эти пушки уже палили, благо – вхолостую: так выполнялась царская воля, теперь уже относительно празднования Нового года.

До XVIII века новолетие в России приходилось не на январь, а на март (до 1492 года) или сентябрь (с 1492 года), а летоисчисление велось «от сотворения мира». Пётр Первый решил сравнять российское летоисчисление с европейским. В результате Новый год стал отмечаться через неделю после Рождества Христова. Однако после революции 1917 года календарь «сдвинулся» почти на две недели. Так что Пётр Первый, будучи христианином, наверное и представить себе не мог, что Новый год в России станут праздновать в Рождественский пост.

Пётр повелевал знати ездить с поздравлениями в гости друг к другу. А для простого люда столы с яствами, с пивом и вином устанавливались в Москве прямо на улице. При этом особым пунктом своего новогоднего указа царь запрещал безобразия и пьяные разборки.

Пётр Первый обожал забавы с порохом и фейерверками, и установил на Руси традицию пускать на Новый Год на ветер часть заработанного тяжким трудом. Русский народ с его удалью и бесшабашностью последовал примеру своего царя, и преуспел в этом гораздо больше, нежели бережливые китайцы, придумавшие порох и пиротехнику, и даже немцы, научившие таким затеям Петра.

При Петре на Новый Год во дворах устанавливались еловые, сосновые или можжевеловые деревья; украшались ворота и здания, в том числе лапами вечнозеленых хвойных деревьев.

А рождественская украшенная ёлка в России появилась гораздо позднее – лишь в первой половине XIX века. И первым её увидел младший брат нашего города, Санкт-Петербург. Царская семья эту традицию на русскую почву перенесла из той же Германии. Впрочем, до середины столетия рождественскую ёлку во всей России можно было увидеть лишь в царском дворце. И лишь во второй половине XIX века этот обычай пришёл и в провинцию, в том числе – в Таганрог.

В конце XIX века украшенные рождественские ёлки в Таганроге стояли не только в частных домах дворян и купцов, но и в общественных зданиях – в Коммерческом Собрании (Дворец Алфераки), в Дворянском Собрании (нынешний факультет иностранных языков пединститута), в Общественном Собрании (нынешний лицей № 4 на углу Греческой и Лермонтовского). Причём таганрогским детям повезло гораздо больше, нежели их сверстникам из остальной России: на пожертвования местных богачей в Коммерческом Собрании проводились рождественские ёлки для детворы из небогатых семей.

Популярны в России, в том числе и в Таганроге, стали новогодние балы-маскарады. О случае на одном из них, который, к слову, проходил в Коммерческом Собрании, в своём рассказе «Маска» рассказывает Чехов.

После революций 1917-го года по декрету большевиков Россия вслед за Западом перешла на новый стиль, то есть на григорианский календарь; в результате, наряду с Новым Годом, возник Старый Новый Год. Но в те годы ни тот, ни другой Новый год широко не отмечали, а праздновали Рождество. В рассказах про Ленина и ёлку речь идёт про ёлку именно рождественскую, а не новогоднюю. А вот в Таганроге в то время ёлку только вспоминали: город, пропитанный духом сытой, спокойной и стабильной мещанско-чиновничьей России  переходил из рук в руки; в чехарде красных, белых и зелёных было не до праздников: «Не до жиру – быть бы живу». А с конца 1920-х праздничную ёлку, по примеру послереволюционного Таганрога, стала вспоминать и вся Советская Россия: коммунисты запретили праздновать как «поповское» Рождество, так и буржуазный Новый Год. Вместе с ёлкой осуждался и Дед Мороз, вошедший в праздничный ритуал незадолго до революций.

Но Сталин, как и Пётр Первый, прекрасно понимал, что серые будни народа, занятого ежедневным тяжёлым созидательным трудом иногда необходимо расцвечивать яркими красками праздников. Поэтому в середине 1930-х народу вернули Новый Год, а вместе с ним  и ёлку, которая стала новогодней. Разукрашенная ёлка и гостинцы-подарки на ней и под ней – неизменные атрибуты Рождества Христова – по велению атеистов сделались «новогодними». Вифлеемская звезда на ёлке стала советской пятиконечной – такой же, как недавно установленные на башнях Кремля. В январе 1937 года у Деда Мороза появилась обязательная спутница – Снегурочка.

Не всякая советская семья могла себе позволить собственную новогоднюю ёлку. Зато у таганрогской, и всей советской детворы были школьные ёлки (заметим: в дореволюционный период в гимназиях и других учебных заведениях, являвшихся обителями строгости, ёлок не ставили, хороводов не водили).

В советский период появилась и традиция ставить и наряжать ёлки под открытым небом. Немало таких ёлок было и в Таганроге. Правда, потом их стали теснить памятники. В 1970-е без новогодних ёлок осталась Октябрьская площадь, где был установлен памятник Ленину – в ознаменование его 100-летия. Правда, вместо срубленных деревьев с хороводами детей вокруг них, здесь появились живые ели, окружающие вождя.

Долгие годы новогодние ёлки устанавливались на Банковской площади, было время, там даже заливался каток. Теперь нет ни катка, ни ёлки, зато вернулся памятник Александру Первому. А главная таганрогская ёлка прописалась на танцплощадке в парке.

В советские годы, как и до революций, таганрогская ребятня водила хороводы вокруг разукрашенных ёлок в настоящих дворцах, но теперь уже  в советских – в заводских Дворцах культуры.

А сколько в Таганроге было катков и катающихся там на коньках! Водой заливались таганрогские стадионы: «Динамо», «Торпедо», «Крылья Советов»; площадки в парках и на площадях. Множество катков расчищалось и на море, с обеих сторон полуострова.

Дети, да и взрослые катались и на санках, с особенным восторгом – на длинных и широких спусках к морю. Ещё одной зимней морской забавой были буера – доски на полозьях под парусом.

Что касается новогодней традиции праздничных застолий, то и в этом Таганрог преуспел. Окружённый самым рыбным в мире морем и обильными пашнями и пастбищами, наш город, в отличие от остальной России, до революций голода не знал. Через таганрогский порт в Европу вывозилась русская пшеница. Так что место было очень хлебное. И покушать, и выпить в городе всегда любили и умели.

Что касается выпивки, с ней проблем тоже не было. Конечно, советского шампанского при царях в Таганроге не пили. А пили здесь на Новый Год, как и в Москве с Петербургом, вино и пиво. Вино таганрожцы издавна делали сами, благо  винограда и фруктов предостаточно. А пиво в Таганроге (Троицке) начали варить сразу со времени строительства Таганрога. В отчёте от 5 декабря 1711 года говорится: «Ныне налицо в Троицку работных людей – 679, на пивоварне пиво варят шесть душ…».

В советский период, когда жизнь в Таганроге стала менее сытной, стремление уставить новогодний стол яствами с выпивкой оказалось ещё более сильным: ведь это по народным приметам обещало безбедный и весёлый год.

В соответствии с другой народной приметой Новый Год надо встречать в обновке: так трансформировалась народная традиция приходить в обновке в храм на Рождество Христово. И при пустых магазинах новогодние обновки у таганрожцев таки были – хватало умелых портных, перешивавших старьё.

Таганрожцы старались и стараются выполнять и другие новогодние народные приметы: заранее возвращают свои долги, прощают все обиды, и мирятся с теми, с кем были в ссоре (это – лучшая из примет, все бы её выполняли!), выбрасывают битую посуду и поломанную мебель, моют окна и зеркала. Некоторые с 1980-х стали стараться угодить животному, чей год наступает по восточному гороскопу.

Откуда у нас такая привязанность к приметам и суевериям? И почему она обостряется именно под Новый Год? Может, причина  в том, что до революций Новый Год приходился на Святки, то есть на те святые дни, в которые и до Петра было принято разговляться, веселиться, а главное – славить Христа? Теперь Новый Год приходится на Рождественский пост, наши предки в это время жили ожиданием Рождества Христова.

Память предков  у нас в крови. Свято место в наших душах, что предназначено для Бога, оказалось вакантным, и мы его заняли приметами, суевериями. А душа всё равно болит без Бога. Мы стараемся заглушить, перебить эту боль – гремящей музыкой, бездумным смехом, умопомрачительными фейерверками, стреляющим шампанским, бьющими курантами…

С Новым Годом! С новым счастьем!

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *