Выборы – под контролем

В Таганроге идёт подготовка к дополнительным выборам в городскую думу. 10 сентября выбрать своих представителей в местный орган власти предстоит горожанам, проживающим на территории 2, 4 и 23 избирательных округов. «Новый курьер» попросил прокурора Таганрога Константина Фролова рассказать о работе прокуратуры по надзору за соблюдением избирательного законодательства.

– Константин Николаевич, каковы наиболее распространенные нарушения в этой сфере?

– По опыту прошлых предвыборных компаний, могу сказать, что в Таганроге выборы различных уровней проходят в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства. Так, например, в 2016 году в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва информация о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также нарушениях избирательного законодательства в прокуратуру Таганрога не поступала.

Прокуратурой города была проведена проверка по обращению гражданина П. о нарушении законодательства о выборах при проведении партией «Единая Россия» праймериз.

Проверкой было установлено, что решением Федерального организационного комитета Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 11.02.2016 года был утвержден «Регламент по организации и проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы. Два участника этих праймериз разместили информационные материалы со своим изображением на рекламных щитах в Таганроге, что не относится к агитационной деятельности в период официальных выборов депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации седьмого созыва, которые официально назначаются Указом президента РФ.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (их), которыми участники праймериза не являлись.

Нарушений требований Федерального Закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении в городе Таганроге праймериза партией «Единая Россия» выявлено не было.

По результатам проведенной проверки в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.10 КоАП РФ (незаконная агитация) было отказано за отсутствием в действиях состава административного правонарушения. Определение об отказе было обжаловано и оставлено судом без изменения.

– Часто ли вообще поступают подобные жалобы?

– Всего в 2016 году УМВД России было рассмотрено 4 обращения граждан о нарушении порядка проведения агитации (о размещении на остановке общественного транспорта агитационных материалов в поддержку кандидатов от КПРФ и партии «Яблоко», о нарушении порядка осуществления предвыборной агитации). По заявлениям проведены проверки, лица, допустившие незаконную агитацию, не установлены.

В период подготовки и проведения выборов всего в ТИК г. Таганрога поступило 9 заявлений граждан, из них 2 – направлены в УМВД России по Таганрогу, 7 – признаны необоснованными.

Оснований для применения мер прокурорского реагирования не установлено. Проведения незаконных массовых публичных мероприятий в городе Таганроге не допущено. Незаконных муниципальных правовых актов, касающихся подготовки, организации и проведения выборов, не выявлено. Дела об административных правонарушениях прокуратурой города, УМВД и ТИК города не возбуждались. В органы предварительного следствия сообщения о преступлениях против избирательных прав граждан, а также совершенных в отношении членов избирательных комиссий и кандидатов не поступали, проверки в порядке ст.ст.144.145 УПК РФ не проводились.

Аналогичная ситуация отмечалась с выборами губернатора Ростовской области в 2015 году. А вот на выборах депутатов Городской думы Таганрога в 2014 году прокуратурой города было возбуждено шесть дел об административном правонарушении по ч.1 ст.5.17 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность в виде штрафа за непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений, либо предоставление недостоверных сведений, отчета.

Например, проверкой, проведенной прокуратурой города Таганрога, было установлено, что зарегистрированный кандидат в депутаты Городской Думы города Таганрога шестого созыва А., не представил в Территориальную избирательную комиссию итоговый финансовый отчет, который он должен был представить в срок до 17 октября 2014 года. То есть в течение 30 дней после официального опубликования результатов выборов, которые прошли 14 сентября 2014 года. Тем самым А. нарушил требования п.9 ст.50 Областного закона Ростовской области от 08.08.2011 № 645-ЗС (в ред. от 31.07.2014 № 215-ЗС) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области», согласно которой кандидат, избирательное объединение обязаны представить в соответствующую комиссию два финансовых отчета о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.

– Каковы сроки предоставления такой отчётности?

Первый финансовый отчет предоставляется одновременно с подачей документов для регистрации кандидата, списка кандидатов, а итоговый – не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования общих данных о результатах выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется муниципальной комиссией.

По постановлениям прокурора 6 лиц привлечены судом к административной ответственности по ч.1 ст.5.17 КоАП РФ за нарушение порядка предоставления отчета обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании.

Кроме того, значительная часть избирательных участков располагаются в помещениях, которые находятся в собственности муниципального образования «город Таганрог» (в частности, МБУ, МУП и др.). В день выборов помещения для голосования являются местом массового пребывания людей. В период проведения избирательных кампаний 2014—2016 годов прокуратурой города выявлялись факты предоставления в распоряжение участковых избирательных комиссий администрацией города Таганрога помещений, которые не соответствовали требованиям технической укреплённости и антитеррористической защищенности. В целях устранения нарушений в адрес мэра города Таганрога внесено представление, которое затем было рассмотрено; приняты меры, направленные на устранение нарушений.

– На что следует обратить внимание избирателям, чтобы пресечь возможные нарушения, если таковые будут происходить?

– На любые нарушения, особенно такие как подкуп избирателей, нарушения порядка проведения предвыборной агитации, о которых незамедлительно следует сообщить в устной или письменной форме в ТИК Таганрога, правоохранительные органы, суд.

– Какова специфика контроля за соблюдением норм законодательства при проведении выборов в городскую Думу Таганрога?

В соответствии с Федеральным законом от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» подготовка и проведение указанных выборов, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Согласно ст.13 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ контроль законности проведения выборов осуществляет Избирательная комиссия муниципального образования в составе не менее семи членов. Комиссия формируется представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии – главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования либо решением суда, из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, не позднее, чем за 75 дней до дня выборов и утверждается указанным органом местного самоуправления.

– Законодательство предусматривает и общественный контроль за ходом выборов. Кто и как может его осуществлять?

– Право на осуществление общественного контроля за подготовкой и проведением выборов имеют кандидаты, доверенные лица кандидатов, избиратели, избирательные объединения и общественные объединения.

Общественный контроль обеспечивается правом кандидатов, избирателей, избирательных объединений и общественных объединений направлять членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и общественных наблюдателей в избирательные комиссии.

У кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирателей, избирательных объединений, общественных объединений, а также их уполномоченных представителей есть право на обращения в избирательные комиссии всех уровней с жалобами (заявлениями) на нарушения законодательства о выборах и получение информации от избирательных комиссий, а также на обжалование действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

В свою очередь избирательные комиссии всех уровней обязаны обеспечивать условия для присутствия на заседаниях избирательных комиссий и возможность ознакомления с решениями избирательных комиссий, поступившими в них жалобами (заявлениями), а также с иной документацией иностранным (международным) наблюдателям, направленным иностранными и международными общественными и межправительственными организациями и иными некоммерческими учреждениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *