Дебазаврики
Регулярно, несколько раз в год, клуб собирает студентов и школьников от Петербурга до Якутии, от Кирова до Крыма, привлекая самых известных в стране дебатёров в качестве судей и тренеров для обучения новых поколений ребят тонкостям различных игровых форматов. От классических дебатов по формату Карла Поппера, Всемирного школьного до Парламентских студенческих игр.
В последние годы главным мероприятием стал летний Всероссийский форум «Кубок Чехова». Участниками его становились не только команды России, но и Белоруссии, Казахстана. Каждый находит в дебатах что-то свое, близкое ему, будь то образовательная сторона или развлекательная. Но одно остается неизменным: дебатёры вырастают, становятся тренерами, судьями, лидерами, а им на смену приходят новые поколения думающей молодежи.
Что же это за образовательная технология? Чему она может научить подростка?Во-первых, она отлично развивает критическое мышление, системное видение проблемы, логику, умение выражать свои мысли. В дебатах спор проходит по заранее определенной теме, но сторон в споре две – «утверждающая» и «отрицающая». Команда не знает заранее, какую сторону она займет в споре, но за чемпионат сыграет в разных ролях. Дебатёр обязан уметь защитить любую точку зрения. Такой подход практиковали еще в средневековых европейских университетах, когда in modo disputatio (в порядке дискуссии – лат.) предлагали студентам отстаивать любую ересь, даже запрещенную за пределами стен Сорбонны, Кембриджа, Оксфорда и так далее.
Во-вторых, дебаты формируют уверенность в себе. Помимо положительных эмоций от побед и общения с товарищами по всей стране – а дебатерское братство достаточно крепко и сумело сформировать едва ли не собственную субкультуру, со своими традициями, гимном, юмором, – имеется и свой тотем – забавный озорной «дебазаврик», ставший символом игры, без которого не обходится ни один чемпионат.
Перед открытием и закрытием турниров ребята поют гимн:
«Игра дебаты –
спор интеллектов и умов.
Игра дебаты –
извечный поиск точных слов.
В игре дебаты
язык и логика важны.
Дебаты нам нужны».
В дебатах редко встретишь невнимание к чужим словам. На каждой игре ребята обязательно услышат аргументы и приведут свои контрагрументы.
Ежегодно чемпионат посвящается одной из главных тем, обсуждаемых в обществе. 2015-й был годом русской литературы и соответственно были темы: «Понять произведения Чехова может только носитель русской культуры».
В 2016-м (Год российского кино) обсуждали темы, связанные с кинематографом: «Экранизация литературного произведения не должна быть буквальной», «Современные мультфильмы по былинам сохраняют национальную память», «Ивану Васильевичу понравилась бы современная Москва».
Темы шестнадцатого форума на Кубок Чехова этого года отражали проблемы в экологической сфере – 2017-й объявлен годом экологии в России. Команды студентов и старшеклассников, тьюторов из разных регионов страны, городов: Москвы, Питера, Ладоги (Ленинградской области), Ивантеевки (Московской области), Казани, Таганрога (лицей 28, Мариинская гимназия № 15, школа № 22 и 35, ТМОЛ, Ростова-на-Дону, Аксая играли и отстаивали свои кейсы в форматах Карла Поппера, Всемирного школьного. Студенты ИУЭиС ЮФУ, ЮУ (ИУБиП) показывали мастерство в Парламентских дебатах. Интересно были организованы игры английской лиги под руководством Ю.В. Приваловой, заведующей кафедрой лингвистического образования ЮФУ.
Организаторы чемпионата благодарны депутатам городской Думы, оказавшим поддержку в проведении дебатов – Владимиру Лаптеву, Геннадию Бородину, Игорю Анищенко и Алексею Полубоярову. А в проведении круглого стола об эффективности работы Молодежного парламента принял участие депутат Законодательного собрания Ростовской области Сергей Косинов.
Людмила Турик, директор «Дворца детского творчества» Таганрога, фото Екатерины Поляковой