Электротранспорт: скорее жив, чем мёртв?
В среду 17 октября директор трамвайно-троллейбусного управления Владимир Черепанов рассказал депутатам городской Думы о результатах работы возглавляемого им предприятия и планах на будущее. Он признал, что бюджет МУП «ТТУ» по-прежнему остается убыточным, и разницу между доходами и расходами возмещает городской бюджет. В выездном заседании постоянной думской комиссии по бюджету, налогам и экономической политике принял участие обозреватель «Нового курьера» Евгений Щербина.
«Основными проблемами предприятия является износ основных фондов, – доложил Черепанов. – Износ подвижного состава составляет порядка 60%. На данный момент на линию ежедневно выходит только 6 троллейбусов из 26 по плану, и 36 трамваев из плановых 54-х единиц».
По словам Черепанова, существует несколько вариантов развития и поддержки городского электротранспорта. «Есть расчет на плановое развитие ТТУ на шесть лет, необходимые средства – около трёх миллиардов рублей – это огромные средства. В эту сумму входит пополнение трамвайно-троллейбусного парка, ремонт инфраструктуры (контактная сеть и подстанции), прокладка новых линий электротранспорта, переход на электронную систему оплаты за проезд, – описал фантастическое будущее директор «ТТУ». При этом он уточнил, что на данный момент только на самые аварийные ремонтные работы предприятию необходимо около 50 млн рублей.
Второй вариант поддержания ТТУ «на плаву» – это выделение хотя бы по 100 млн в год на предприятие. «При любых вариантах только на местный бюджет рассчитывать не приходится, но, к сожалению, ни федеральных, ни региональных программ поддержки городского электротранспорта нет, – констатировал Черепанов. – Мы продолжаем работать с Министерством Ростовской области по вопросу поддержки таганрогского электротранспорта. Очевидно, что выделять средства на новый подвижной состав без ремонта существующей инфраструктуры нецелесообразно».
Начальник отдела транспорта Игорь Фисенко в своих оценках оказался гораздо пессимистичнее. «На сегодняшний день ни для кого не секрет, что «ТТУ» нынешнюю зиму не переживёт, – предупредил чиновник, заявив, что на данный момент предприятие нуждается в экстренной финансовой помощи».
Примечательно, что накануне выездного заседания заместитель главы администрации Таганрога по вопросам городского хозяйства в письме главе города сообщил, что МУП «ТТУ» разработана программа «Поддержка и развитие городского электрического транспорта на 2019—2024 годы», которая позволит повысить качество транспортного обслуживания населения города Таганрога. Замглавы также напомнил, что в целях возмещения части затрат, не обеспеченных тарифом, МУП «ТТУ» в 2018 году было перечислено 24 млн рублей.
Согласитесь, что между прогнозом «не переживёт зиму» и разработкой программ «о повышении качества обслуживания населения», дистанция довольно значительная.
«Большой плюс Таганрога, что трамвайная сеть не продублирована сетью маршрутов автомобильного транспорта. У нас много микрорайонов, в которых работает только трамвай – «запустить» вместо трамвая автотранспорт на этих участках мы не можем по ряду причин, поэтому потерять «ТТУ» мы ни в коем случае не должны», – отметила в своем выступлении глава города Инна Титаренко.
Однако, именно эта «непродублированность» может оказаться и большой проблемой в том случае, если по каким-либо причинам движение на трамвайном маршруте будет остановлено.
Депутаты, как кажется, настолько прониклись проблемами электротранспорта, что стали выдвигать собственные предложения по поддержке трамвайно-троллейбусного управления. Например, депутат Игорь Третьяков высказал идею по открытию на базе проблемного МУПа… дополнительного автобусного предприятия.