Легенда, которая всегда рядом

Чехов, признанный человечеством в числе величайших людей всех времён и народов, самим собою стал во многом благодаря театру. Нашему, таганрогскому, носящему теперь его имя. Именно здесь, на галёрке, Антоша, возможно, пережил самые счастливые и самые важные часы во всей жизни Антона Павловича. Чем живёт Чеховский театр сегодня? Об этом нам поведал Сергей Давыдович Герт — художественный руководитель и директор Таганрогского ордена «Знак почёта» драматического театра имени А.П. Чехова, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист России, член Совета по культуре и искусству при губернаторе Ростовской области.

Желанный гость

— Сезон мы открыли 3 октября. К сожалению, театральный фестиваль «На родине А.П. Чехова», традиционно проходящий у нас в сентябре, в этом году не состоялся. Многие, в том числе и театры, интересуются, вернётся ли он?… Очень трудно было возрождать фестиваль к 150-летию Чехова, единственный в Ростовской области. Так что, если ещё через пять лет попытаемся провести нечто подобное, сделать это будет невероятно сложно... Приехавший к нам на гастроли Рязанский театр драмы порадовал зрителей, но на фестивале своё искусство демонстрируют многие театральные коллективы.

В октябре, сразу после открытия сезона, мы отправились в большую фестивальную поездку. Сначала — в Нижний Новгород — на Седьмой Всероссийский театральный фестиваль имени М. Горького. Там представляли спектакль по рассказу Чехова «Человек в футляре». Нижегородский фестиваль, с моей точки зрения, как директора, правильный — они нас пригласили, оплатили: проезд, проживание, провоз декораций. Среди областных и столичных театров, выступавших там, наш оказался единственным городским и муниципальным. Когда постановку отыграли, были приглашены на её обсуждение. Получился ещё один спектакль, разыгранный уже критиками. Мы не огорчились. Потому что зритель здесь замечательный. Принимали нас очень тепло. И реакции у публики в определённые моменты совсем не такие, как в Таганроге. Они схватывают по-другому. Это мы заметили ещё пять лет назад, когда были в Нижнем на гастролях. Приятно, что нас помнят. И журналисты напомнили, что дружба связывала Горького и Чехова, театральный Нижний Новгород и театральный Таганрог… В своё время Чехов Горького защищал. А как Горький написал о Чехове после его смерти! А теперь встретились потомки.

Из Нижнего выехали в Липецк на Международный фестиваль «Липецкие театральные встречи». В этом году в нём принимали участие французы. Мы играли спектакль по Достоевскому «Прощальная гастроль князя К.» На липецкой сцене наша труппа раньше не выступала, хотя их театр приезжал в Таганрог. Фестивальные поездки, как и гастроли, очень полезны для артистов: другая площадка, другой зритель, новые возможности проявить себя. Приглашение на фестиваль – показатель статуса театра. Ведь в стране – сотни театров, а для фестиваля выбирают, например, семь. За последние девять лет таганрогский театр участвовал более чем в 30 фестивалях. Причём в крупных. И в России, и в Украине, и в Турции, и в Корее.

Премьеры сезона
Впереди предстоит напряжённая работа. В ноябре Татьяна Воронина, режиссер спектакля «Человек в футляре», будет ставить у нас театральное сочинение по чеховскому рассказу «Душечка» — музыкально-пластическое, надеюсь, современное. Параллельно приступаем к работе над сказкой «Аленький цветочек». Режиссёр — Юрий Берёза, выпускавший «Спящую красавицу». В середине января к нам должен приехать знаменитый режиссёр Александр Кокурин, который ведёт мастер-классы по Михаилу Чехову в Америке, во Франции. И до конца марта он будет работать над спектаклем. Мы ещё не обговорили, над каким, но, скорее всего, в основу ляжет классическое произведение.

В апреле-мае планируем выпустить спектакль по «Шинели» Гоголя. Режиссёр – Татьяна Воронина, художник – Юлия Пичугина из Российского молодёжного театра. Мы давно не обращались к Гоголю. А жизнь наша вообще – «гоголиада», можно сказать. Рассматриваем вариант выпуска в мае-июне комедии, но не комедии положений, а просто спектакля более лёгкой направленности. Поставить его согласился Карен Нерсисян, главный режиссёр Рязанского театра драмы.
В начале августа после отпуска намерены приступить к работе над спектаклем по пьесе Шекспира «Король Лир»: для этого приедет Зураб Нанобашвили, в своё время ставивший «Вишнёвый сад». Говоря о наших планах, я не назвал ни одной комедии положений. Театр, чтобы мог развиваться, не должен становиться коммерческим, как бы трудно это ни было.

Своё не ценим!

Знаете, полгода назад, во время наших гастролей в Рязани, на сцену вышел министр культуры Рязанской области Виталий Попов и сказал: «Это – тот знаменитый Чеховский театр, и я так рад, что театр находится в хорошей форме!» Сказал так, потому что знаком с историей Таганрогского драматического театра. Это, действительно, — легендарный театр! Он входит во все энциклопедии. В своё время великие русские актёры прошли через наш театр. И само здание – памятник театрального зодчества. Москвичи нам часто говорят: «Вы что! Такое иметь – это же настоящее счастье! Просто на сцену выходишь и дух захватывает…» Летом в жару работаем во многом ради гостей города. К нам на спектакли круглый год приезжают ростовчане. Из Волгодонска тоже ездят – целыми автобусами. Это хорошо. А если есть что-то хорошее, надо им обязательно делиться! А мы своё, увы, не всегда ценим...

Записал Антон Сахновский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *