Михаил Казиник: Таганрогу очень повезло
Сто лет назад Максимилиан Волошин «подарил» поэтессе Аделаиде Герцык Марину Цветаеву. Одним из жизненных призваний Макса было сводить людей, творить встречи и судьбы. Бескорыстно… Таким же великодушным жестом хочется подарить городу Михаила Семёновича Казиника. Ведь, по словам Макса Волошина, «друзьям только друзей дарю». Подарить таганрожцам возможность общения с Михаилом Семёновичем этим интервью, значит дать шанс на перемены и городу, и горожанам…
- Михаил Семёнович, примите объятия от любящих вас «казиникийцев» и расскажите о ваших впечатлениях от посещения Таганрога.
— Впечатления были самые невероятные. Мне всё удивительно понравилось в этом городе, потому что он и большой, и провинциальный. И он – чеховский, и он многогранный, бесконечно уютный. И его выход к заливу, его расположение, и какая-то удивительная атмосфера города, в котором, как мне всё время чувствовалось, кто-то из русских интеллигентов выйдет сейчас из какого-то дома, что я увижу Чехова.
И, конечно же, Чеховский музей – невероятно тёплый, невероятно важный, и вообще вся эта земля освящена. Я это всё время чувствую, потому что мне дано чувствовать ауру гениев, которые оставили свою атмосферу, свой след. Вспоминаю чеховский театр, и кресло, в котором сидел Чехов. Меня охватило невероятное волнение, и я был счастлив, буду очень рад снова вернуться в Таганрог.
— Мы вас будем очень ждать… Кстати, в Таганроге одна из популярных тем – развитие его, как туристического. Однако туристическая популярность города, несмотря на его большой культурно-исторический потенциал, оставляет желать лучшего. Как вы думаете, почему?
— Скажу, почему. Для того, чтобы людям захотелось приехать в этот город, нужно, чтобы первая же группа, которая приехала, получила чувство этой атмосферы. У меня был случай: директор института культурного туризма Швеции собрал журналистов из дюжины стран, чтобы показать им Витебск. Но он понимал, что этот Витебск нужно смотреть именно со мной. В Витебске тогда только начали восстанавливать все эти церкви шагаловские, и создавать атмосферу шагаловскую. Город был совершенно невыразительным – такой советский город без признаков неповторимости. И всё-таки хотелось, чтобы люди приезжали к Шагалу… И вот я водил людей, журналистов по этим улицам невыразительным на первый взгляд и рассказывал о тайнах, о том, кто только из великих здесь не гулял по этим аллеям, по этим улицам. И я превратил каждые несколько шагов в чудо. И когда журналисты собрались потом обсуждать, они сказали: «Да, удивительно, что этот город ещё не в реестре крупнейших туристических городов». И вот вы, конечно же прекрасно знаете, что есть город Айзенах, это ведь небольшой город, но там родился Бах. И когда туристы туда приезжают, они понимают с первого до последнего момента, что там родился Бах, и всё, что там они увидят, овеяно этим чудом. Здесь ходил Бах, здесь вот он жил, правда во время Второй мировой войны в дом попала бомба союзников и поставили точно такой же дом стилистически. Есть замечательные, удивительные города, которые освящены гением. Так вот те, кто знают, что Чехов не просто русский писатель, не просто драматург, не просто прозаик, а то, что это один из создателей, если не полный создатель театра будущего, что на Чехове построено всё абсолютно, что связано с театром, и что и «Три сестры», и «Чайка», и «Дядя Ваня»,то есть всё, что он написал, это практически театр будущего. Тогда это так не понимали. И вот представьте себе то же самое с Таганрогом. Таганрогу очень повезло. Поэтому, чтобы он стал одним из городов, привлекающим большое количество туристов, необходимо во всех проспектах писать, что в мире есть всего несколько городов, подаривших миру международных и всемирных гениев. Так, Айзенах подарил Баха, Стратфорд подарил Шекспира, Галле подарил Генделя…
Так вот Таганрог входит в число этих священных городов, освященных гением высочайшего масштаба. И понять, как он появился, почему он стал тем, кем он стал, можно прежде всего, погуляв по местам его детства, ощутив атмосферу во многом сохранившегося, к счастью, города, и это будет для всех людей, которые чтут Чехова, почитают Чехова просто актом священнодействия.
— Вы настраиваете зал во время концерта, что, к счастью, видела лично. Можно ли настроить целый город?
— Можно! При одном условии: если все силы будут задействованы. Есть такое понятие – синергия. Если в городе только один – пусть даже очень яркий, талантливый человек, который хотел бы изменить город – то ему это, по сути, не удастся. Он сумеет изменить очень небольшой круг. К нему не придут конкурирующие фирмы, всякие министры всяких культур и всяких образований. Просто будут смотреть со стороны и думать, что он не такой как все. Если в городе два человека, то вероятность увеличивается уже в десять раз. А если двадцать человек, которые будут жить культурой города и сотрудничать друг с другом, привлекая все заинтересованные стороны – и власть, и бизнес, то можно добиться результата и создать один город вот такой. Тем более что Таганрог – он не очень большой, его проще охватить. Если все сойдутся на том, что это важно, что это полезно, то здесь и будет находиться центр притяжения для любителей литературы, потому что уж кто-кто, а Чехов, например, ставится бесконечное количество раз во всех театрах мира. Какой драматург ещё может похвастаться таким чудом?
Михаил Казиник – искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссёр, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени. Встреча с ним, без преувеличения, буквально переворачивает весь мир – и внутренний и внешний.
Когда я в Стокгольме рассказывал про то, что был в Таганроге, люди говорили: неужели, и что видел Чехов, и что повлияло… Были очень заинтересованы. Так вот, я считаю, что городу необходимо какое-то количество неравнодушных людей, несущих информацию о нём миру. Помните, когда-то Пушкин писал в своём стихотворении «Памятник», перевод Горация, «Что и тунгус, и калмык, и финн и все дикие племена будут знать…», но дальше – главная мысль, что «Славен буду я, доколь в подлунном мире, жив будет хоть один пиит». То есть охранитель – пиит, который вокруг себя соберёт и передаст, и тогда он будет славен и бессмертен. Вот такая вот мысль.
У Таганрога есть имя. Это – город Чехова, колыбель Чехова. Здесь есть неповторимая атмосфера тогдашнего уездного города, что очень интересно. Сюда можно привлечь всех! Художников – на пленэры, в Таганроге, связанном с чеховскими местами; для художников это просто клад, это просто рай. Можно столько эскизов делать, этюдов, и картин писать… У меня ощущение, что это один из самых сохранившихся с точки зрения атмосферы городов России.
Беседовала Татьяна Чечекина