Можно, но...нельзя

В газете «Новый Таганрогский курьер» №6 была опубликована статья «Капризы медицинских услуг». В ней поднимался вопрос о том, правомерно ли существующее положение вещей, когда одни и те же платные услуги в разных учреждениях стоят по-разному? Также газета рассказала о неординарной ситуации: женщине, приехавшей из другого региона в отпуск к матери в Таганрог, сделали операцию коленного сустава в Ростове, а при выписке пояснили, что ещё нужны три укола в коленку, но это может сделать хирург в Таганроге – так для больной будет удобнее. Однако эта рекомендация оказалась невыполнимой. Поиски хирурга привели к главному травматологу города в ГБСМП, но он так грубо отнёсся к посетителям, что мать-пенсионерка вместе с дочерью, которая ещё еле ходила, вышли из кабинета в полной растерянности.

Публикация вызвала резонанс. Звонки и письма в редакцию показали, что многих интересует формирование цен на платные услуги. Люди тоже сталкивались с грубостью в регистратурах и приёмных отделениях, а большие сроки выполнения анализов заставляют их обращаться в частные фирмы.

За разъяснениями о ценообразовании редакция обратилась в администрацию Ростовской области. Заместитель министра здравоохранения по экономике и финансам И.П. Тащилина пояснила:

– Государственные областные учреждения здравоохранения рассчитывают цены на платные медицинские услуги самостоятельно в соответствии с порядком определения цен, разработанным министерством здравоохранения Ростовской области. Аналогичные документы приняты муниципальными образованиями Ростовской области для подведомственных учреждений здравоохранения.

Несмотря на единый подход к ценообразованию платных медицинских услуг, стоимость данных услуг в учреждениях здравоохранения может быть различна, так как зависит от многих факторов: уровня квалификации и стажа работы персонала, стоимости медикаментов и расходных материалов, уровня применяемых технологий и используемого оборудования и т.д. Медицинские организации частной формы собственности определяют цены (тарифы) на предоставляемые услуги самостоятельно.

Прокомментировала публикацию и начальник управления здравоохранения администрации Таганрога Т.Н. Подлесная. Надо отдать должное, Татьяна Николаевна решила разобраться во всём досконально, а потому пригласила обе стороны. Так встретились главный травматолог города А.Н. Потапов и пенсионерка А.А. Овчинникова, представляющая интересы дочери Натальи Красильниковой, которая уже улетела домой на Камчатку. Несмотря на их заметное недовольство друг другом, встреча прошла в спокойной обстановке и точки зарождения конфликта были выяснены. Надеемся, наши читатели извлекут для себя полезные моменты, потому что очутиться в подобной ситуации может каждый.

Татьяна Николаевна пояснила, что, хотя Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» и предоставляет право выбора медицинской организации и лечащего врача, но это не означает «в какую поликлинику захочу, в ту и пойду». Чтобы это право реализовать, нужно соблюсти определённый порядок, оговорённый законом. Территориальный принцип медицинского обслуживания населения не отменён. Значит, если пациент хочет попасть в другое учреждение на амбулаторное обслуживание, он должен заручиться согласием того врача, у которого он намерен лечиться, после чего написать заявление и сняться с учёта в своей поликлинике. Тем самым другое медицинское учреждение берёт на себя обслуживание пациента на дому, там же будут и направлять на консультации к специалистам, которых нет в данной поликлинике. Но не должно получаться так, что пациент ходит к терапевту в одно место, к урологу – в другое, к хирургу – в третье и т.д. Медицинская помощь должна оказываться во всем её комплексе.

– Как раз сейчас, – привела пример Т.Н. Подлесная, – мы рассматриваем заявление пациента, который хочет прикрепиться на обслуживание на участок другой поликлиники. Но пока это невозможно, так как на данном участке нет постоянного врача, его обслуживают в порядке очереди другие врачи, а прикрепиться можно только к одному. Приходится отказывать и в тех случаях, когда в данном учреждении из-за низкой укомплектованности кадрами возникает повышенная нагрузка на врачей. Но всё же с амбулаторным обслуживанием внутри города эти вопросы решаются легче, чем со стационарным лечением. О таком случае рассказала ваша газета. Здесь важно знать порядок действий, а современная связь позволяет получить необходимые сведения практически у всех медицинских учреждений России. Если бы пациентка с Камчатки, которая приехала в наш город к матери, получила направление из медицинского учреждения по месту жительства, обратилась бы к нам с заявлением, согласовала бы дату операции и приехала к этому времени, то операция была бы плановой и оплачивалась по страховому полису. Следовало также пройти перед отъездом всё комплексное обследование у себя, тогда не пришлось бы здесь сдавать анализы срочно и в разных местах.

Знать об этом, безусловно, полезно. Но, честно говоря, вместе с многочисленными «если» возникают сомнения в реальности такого процесса… Если на Камчатке дадут направление в другую, не так уж известную в России, больницу, а не скажут: подождите у нас годика два, может, появится хирург… Если больница в Таганроге даст согласие… Если будет назначена дата плановой операции… Если больница примет результаты анализов, сделанные в другом городе… Если дадут в нужное время отпуск, а с ним и оплачиваемый проезд, что на Камчатке делается раз в три года, а за свою зарплату сотрудник библиотеки не долетит и до Москвы… Если…

Несмотря на единый подход к ценообразованию платных медицинских услуг, стоимость данных услуг в учреждениях здравоохранения может быть различна
Несмотря на единый подход к ценообразованию платных медицинских услуг, стоимость данных услуг в учреждениях здравоохранения может быть различна

На мой взгляд, дело не только в недостаточной правовой грамотности, но и, увы, в тяжких реалиях нашего времени. Это бедность большинства нуждающихся в медицинских услугах и состояние нашего здравоохранения, выживающего по принципу: хвост вытащишь – нос увязнет, и наоборот. Почему приходится ехать куда-то на операцию? Причина – в дефиците кадров, его испытывают все регионы России, а отдалённые – особенно. Почему пришлось отказаться от выполнения операции в Таганроге после обследования в другой больнице?  Да потому, что предварительно названная сумма – 60 тысяч рублей – нереальна для этой семьи. Обратиться в ГБСМП и мысли не было, так как о нагрузке больницы горожанам хорошо известно: многие навещали родственников, лежащих в коридорах из-за нехватки мест в палатах. Так что вынужденный поиск в Интернете привёл в Ростов, в ЦГБ, где стоимость операции, как и было указано, 21 тысяча рублей, и хирург, соответственно отзывам, оказался отличным.

А вот дальше – трудно не согласиться с Т.Н. Подлесной:

– Там, где больной сделали операцию, она должна была пройти и этап реабилитации, под наблюдением того же врача. Что такое операция? После каждой, какими бы волшебными ни были руки хирурга, могут возникнуть осложнения, не всегда зависящие от техники выполнения. Что здесь получилось? Прооперирован сустав, а на уколы отправили в Таганрог. Мог же лечащий врач хотя бы позвонить нам и узнать, сделают ли здесь уколы? Ведь требуется не обычный укол в ягодичную мышцу, а последующий этап того комплексного лечения, которое проводил доктор. А если осложнение, и не от укола? Доктор, который делал операцию, может сказать, что там, где вам делали укол, занесли инфекцию. И врач не докажет, что он сделал инъекцию правильно. Кроме того, я не первый раз сталкиваюсь с отказом врачей выполнять внутрисуставные инъекции. Есть травматологи, которые принципиально против этого вида вмешательства, так как они могут привести к последующему разрушению хряща.

Понятно, но ведь специалист такого уровня как главный травматолог города мог спокойно при первой встрече всё это объяснить больной, тогда бы они связались с Ростовом и согласовали, что им делать дальше. Вместо этого уважаемый Александр Николаевич назначает дату визита, а когда люди пришли, грубо их «отфутболивает». Это и подчеркнула потерпевшая сторона в лице А.А. Овчинниковой:

– Поверьте, я бы всё поняла, я же человек грамотный,  образованный, писатель, пишу книги. Сейчас же мне всё стало ясно. Но с такой грубостью врача я встретилась впервые.

Как лицо ответственное за работников системы городского здравоохранения, Татьяна Николаевна извинилась за досадный инцидент. Извинение повторил и Потапов. Попытка корпоративной поддержки выразилась  в словах Т.Н. Подлесной: «На Потапова за столько лет его работы  не было жалоб». Так или иначе, конфликт исчерпан. Есть надежда, что выводы сделают обе стороны. Остаётся поблагодарить Татьяну Николаевну за внимание к газетной публикации, а также от имени редакции пожелать в новом году так организовать работу своих подчинённых, чтобы не приходилось за них извиняться. Очень трудно этого добиться, но искренне этого ей желаем.

…После встречи Т.Н. Подлесная ответила и на другие вопросы, интересующие наших читателей. Так что разговор о городском здравоохранении  будет продолжен. Ждем ваших писем, замечаний, предложений.

 

Галина Ткаченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *