Мы разные. Что нас объединяет?
Россия огромна и многонациональна, так сложилось исторически. Таганрог, как и другие российские портовые, торговые города, собрал на протяжении веков все многообразие народов, культур и религий. Невольно вспоминаются строки «Поминальной молитвы» Григория Горина: «…с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище... Таков обычай!». В Таганроге и вовсе все отправлялись на единое место…
В нашем городе еще в конце 50-х – начале 60-х гг. 19 века проживали греки, евреи, татары, итальянцы, немцы, французы, англичане и даже один араб. Но подавляющее большинство — русские и малороссияне. Наряду с ведущей православной религией в 1860 году мирно уживались армяно-григорианская, римско-католическая, протестантская, иудейская, магометанская. В наше время в Таганроге проживают представители около ста национальностей, самые крупные диаспоры — греческая, еврейская, армянская. 90 процентов горожан — русские.
Религия, обычаи, традиции, культуры у людей могут быть разные, а родная земля одна! И власть тоже. Какую национальную политику она проводит? Объединяет или разъединяет? Устанавливает единые законы для всех или вводит ограничения для нацменьшинств в угоду титульной нации? Так вот, согласно нашей Конституции в России все равны перед законом: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Статья 14.1). «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (Статья 26.1). «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (Статья 26.2). «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Статья 28).
Чтобы жить вместе в мире и в согласии, одного закона мало. Нужно понимать и уважать друг друга. Для этого местные органы власти работают в тесном контакте с общественными организациями, диаспорами, оказывают им поддержку, проводят совместные мероприятия. Одним из них стал Международный фестиваль национальных культур «Народов дружбы кружева», который уже второй год проводится в ДК «Фестивальный». В этом году в нем приняли участие украинская, еврейская, белорусская, армянская, азербайджанская диаспоры.
Одна из самых старейших диаспор в нашем городе – армянская. Она успешно вписалась в жизнь Таганрога. Уже к концу 19 века насчитывалось около 1000 армян, в 20 веке число армянских семей значительно возросло. В наше время диаспора, как официальная некоммерческая организация, сформировалась в 1997 году и получила название «Культурно-национальная община «Наири» – по старому названию Армении. В 2011 году переименована в «автономию». Несмотря на изменения в названии, организация осталась верной своим приоритетам. Основная деятельность «Наири» культурно-просветительская: соблюдение и сохранение армянских традиций, языка, истории, культуры. С 1997 года открыта армянская воскресная школа. При общине действует молодежная танцевальная группа «Урарту», изучающая национальную хореографию. Армянская автономия проводит национальные праздники, которые во многом схожи с русскими, православными. Так, древнейший Вардавар, ему свыше 5000 лет, напоминает день Ивана Купалы у восточных славян. Община диаспоры активно участвует в городских мероприятиях: будь то фестивали, концерты или благотворительная помощь детям-инвалидам. В прошлом году она оказана беженцам.
В ближайших планах «Наири» — открытие армяно-григорианской церкви. Ранее, в начале 20 века, она находилась на улице Греческой, 62 А, недалеко от Каменной лестницы. Место для нее пожертвовал купец Я.М. Серебряков, средства на строительство собраны среди местных армян. В мае 1900 состоялась закладка и освящение места постройки, а в марте 1906 года строительство церкви Сурб Акоп закончено. При ней открыли армянскую воскресную школу, помимо армян, ее посещали греки, итальянцы, украинцы, русские. В 30-х годах прошлого века, при советской власти, церковь закрыли. В наше время школу удалось возродить, теперь очередь — за храмом. Место найдено и документально закреплено — набережная Адмирала Крюйса.
В день проведения фестиваля «Народов дружбы кружева» со сцены прозвучали слова ведущих о толерантности (терпимости), но, мне кажется, это слово, особенно в последнее время, стало синонимом лицемерия. Прежде всего, европейского. Заместитель председателя «Армянской культурно-национальной автономии «Наири» Ншан Саркисович Казарян придерживается похожего мнения:
– Толерантность не нужна между народами. Почему вы обязаны терпеть нас, а мы вас? Мы должны уважать друг друга. Для этого необходимо распространять как можно больше информации о каждом народе, о его культурных ценностях. Взаимопонимание, общение, духовность, прочная дружба – вот главное. Причем тут толерантность? Образовательные системы России основаны на обмене культур. Российское величие — в ее многонациональности. Для нее нет разницы, какую культуру приютить, она принимает и поддерживает разные. На этом основана русская ментальность. Так испокон веков сложилось. Поэтому у нас такое великое государство! Надо признавать и понимать это!
Да, Ншан Казарян прав. Неважно, какой у нас цвет глаз, волос и кожи. Важно то, как мы воспринимаем человеческую душу, как уважаем (а не терпим!) в ней то, какая она есть. Ведь мир, созданный людьми, обширен и многополярен, и культурно-национальная связь должна быть крепкой.
Юлия Мирошникова
Фото автора