«Пруд с вётлами»: возвращение в Таганрог

18 января в здании гимназии имени Чехова состоялась презентация картины Василия Поленова «Пруд с вётлами», возвращённой в Таганрог из Германии.

Перед открытием «выставки одной картины»  заместитель директора музея по научной, культурной и образовательной работе Лариса Токмакова провела предварительную обзорную экскурсию и рассказала, как картина прибыла в Таганрог.

Василий Поленов написал «Пруд с ветлами» в 1881 году в Тульской губернии.

Более 70 лет картина Василия Поленова считалась утраченной в период Второй мировой войны. Написанный в 1881 году «Пруд с вётлами» в августе 1943 был изъят из таганрогского музея и вывезен на территорию Германии вместе с другими культурными ценностями. В 1959 году картина попала на рынок произведений искусства, а в 1986 году картину вместе с другими полотнами русских и польских художников 19 столетия приобрел директор Художественного музея города Киля.

С 2015 года немецкий музей систематически проверял свои фонды для идентификации предметов искусства, похищенных в военные времена. В результате ревизии обнаружилось, что картина принадлежит таганрогскому музею. Для документального подтверждения этого факта потребовалась большая совместная работа музейных специалистов и экспертов. Она увенчалась успехом и 26 сентября 2017 года в Киле состоялась торжественная передача картины. При этом представители Германии  подчёркивали, как дорого им это произведение. По словам директора выставочного зала Киля Анетте Хюш, это значительная потеря для собрания, но «Пруд с ветлами» по закону принадлежит таганрогскому музею.

— До того, как картина Василия Поленова « Пруд с вётлами» попала к нам, она прошла очень сложный путь, — рассказала Лариса Токмакова. — Немецкие коллеги дали сложные рекомендации по упаковке и транспортировке картины. К работе по перевозке подключилось посольство России в Германии, Депутаты московской городской думы. Безопасность обеспечивала Росгвардия: в Таганрог картина была доставлена под вооруженной охраной.

При участии предприятия «Полимерпром»  был изготовлен специальный контейнер, без которого транспортировка шедевра была бы невозможна.  По прибытию в Таганрог живописное полотно проходило акклиматизацию в закрытом виде в музейных фондах.

Как пояснила Лариса Токмакова, цель этой уникальной экспозиции, которая будет доступна для посещения уже в ближайшее время, раскрыть историю жизни предмета в пространстве, рассказать о судьбе картины, не менее интересной, чем человеческие судьбы.

На презентацию в Таганрог прибыли зампред правительства РФ Аркадий Дворкович и губернатор Ростовской области Василий Голубев.  Директор музея-заповедника Елизавета Липовенко рассказала гостям об истории создания, дальнейших путешествиях и возвращении известной картины в таганрогский музей.

— Василий Поленов настоящий мастер пейзажной живописи, он блестяще владел игрой цвета и света, — отметила Елизавета Липовенко. — Картина написана таким образом, что при определенном освещении и под определенным углом зрения каждый раз играет новыми красками и удивляет зрителей. В художественном музее города Киля картина «Пруд с вётлами» была размещена на красном фоне. Мы постарались поместить картину в похожий контекст, чтобы процесс её адаптации во всех смыслах проходил более мягко.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев поблагодарил всех, кто имел отношение к работе по возврат в таганрогский музей уникального произведения изобразительного искусства.

— Совершенно удивительно, за три дня до освобождения Ростовской области, картина, покинула наш музей, и в год 75-летия освобождения вернулась домой, — отметил Василий Голубев. — Это счастливый конец печальной истории.

Аркадий Дворкович напомнил, что случаи возвращения утраченных в годы войны культурных ценностей сегодня единичны.

— Проделана действительно непростая, но очень важная для всей нашей страны работа, — отметил Аркадий Дворкович. — Возвращение культурных ценностей — это процесс, который является справедливым. Спасибо всем тем, кто этим занимается ежедневно: учёным, историкам, искусствоведам и меценатам.

— К нам обратился музей с просьбой принять участие в создании так называемого «климатического ящика» для этой картины. Кроме обеспечения физической безопасности, в нём с помощью специального оборудования обеспечиваются влажность и температура, необходимые для сохранности полотна, — рассказал гендиректор ООО «Полимерпром, депутат городской Думы Геннадий Бородин. – В результате картина обрела не только дом в виде нашего музея, но и собственную «квартиру».

Геннадий Бородин: «Пруд с вётлами» — особенная картина с непростой судьбой и то, что она после десятков лет путешествий по Европе была найдена и возвращена, можно назвать чудом.

Как напоминает Геннадий Бородин, каталог культурных ценностей, утраченных Таганрогом в годы Великой отечественной войны, насчитывает немало экспонатов, так что возможностей для приложения сил музейных специалистов и благотворителей ещё немало.

Наталья ЖАРКОВА, фото Тагира РАДЖАВОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *