Растут капитаны…

В преддверии 142-й годовщины со дня рождения нашего выдающегося земляка Георгия Седова, носящий его имя ростовский вуз принимал гостей из Таганрога.

В расположенные по улице Седова исторические корпуса Института водного транспорта имени Г.Я. Седова (филиала Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова) приехали ребята сразу из двух таганрогских общеобразовательных школ: из 23-й – юноши, обучающиеся с 8-го по 11-й классы, из 6-й школы – учащиеся трёх 9-х классов – как юноши, так и девушки.

Принимал гостей исполняющий обязанности заместителя директора института по социальной и воспитательной работе Михаил Трофимов, который при общении со старшеклассниками рассказывал не только об особенностях морской профессии, но и об истории Донского края и российского флота.

Институт имеет славное прошлое. Это старейший вуз Донского края и в целом Юга России. В 1874 году мореходная школа с трёхлетним обучением была открыта в Таганроге. Через два года, в 1876-м, аналогичные мореходные классы были созданы и в Ростове; эта дата и стала точкой отсчёта истории Института.

На рубеже веков ростовские мореходные классы окончил выдающийся русский гидрограф и полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов, который родился 23 апреля (5 мая) 1877 года на расположенном на берегу Таганрогского залива хуторе Кривая Коса (ныне посёлок Седово Донецкой области) в простой рыбацкой семье.

Самый старый институтский корпус, в котором учился Георгий Седов, сохранился и поныне. На плацу перед ним по утрам, до начала занятий, на построении встречаются курсанты. Их, наряду с институтским руководством, приветствует и сам легендарный и непобедимый адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков: тут стоит его бюст, рядом – часовня православного воина Феодора Ушакова, этот великий русский флотоводец канонизирован в лике святых Русской православной церковью.

«Концентрированная» история вуза особенно наглядно и ярко представлена в его музее, хранящем не только информацию о выпускниках, но и экспонаты, свезённые ими со всего мира.

Институт стал памятником не только адмиралам, капитанам и морякам в целом, но и многим простым сухопутным труженикам, которые в позапрошлом веке на крутом правом берегу Дона навезли тачками землю, создав насыпь высотой в тридцать метров, где и построили институтские корпуса.

Ниже этих корпусов, между ними и рекой, – оставшиеся без кровли стены былых складов богатейшего ростовского купца Парамонова, памятники истории и архитектуры, которые постепенно разрушаются: государство на их консервацию средств не находит.

Из институтских окон прекрасно виден и расположенный по другую сторону Дона стадион «Ростов-Арена», который в матчах чемпионата мира по футболу увидели – воочию или в трансляции – миллионы людей со всего мира.

Но даже футбол по своей популярности не сравнится с кинематографом, который многим обязан Институту. Свыше ста лет назад, как до революции, так и сразу после неё, отечественные кинематографисты почти во всех немых фильмах, в которых демонстрировалось парусное судно, использовали парусник «Ипполит», переданный после закрытия Таганрогской мореходной школы из Таганрога в Ростов. Этот парусник можно увидеть и в культовом фильме «Дети капитана Гранта», вышедшем на экраны в 1936 году, это один из первых звуковых советских кинофильмов. Позднее «Ипполит» передал кинематографическую эстафету двум другим ростовским учебным парусникам: это были «Альфа» и «Вега». Например, в «Алых парусах» фигурирует «Альфа». А вот в «Пиратах ХХ века» зритель видит ростовский учебный пароход.

«Концентрированная» история вуза особенно наглядно и ярко представлена в его музее, хранящем не только информацию о выпускниках, но и экспонаты, свезённые ими со всего мира.

До недавних пор в Ростове-на-Дону было сразу три учебных заведения, которые готовили специалистов для водного транспорта. В 2011 году ведущий свою историю с 1876 года Ростовский-на-Дону морской колледж им. Г.Я. Седова – филиал ФГБОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Ростове-на-Дону – был преобразован в Институт; в 2012 году к нему присоединили и два других местных учреждения того же направления. Ныне вуз готовит специалистов различного профиля и уровня подготовки как для морских и речных судов, так и для береговых служб.

В институте, особенно в его музее, юным таганрожцам понравилось. Некоторые признались, что были бы не прочь побывать здесь ещё раз. Нашлись и такие, кто призадумался: а не связать ли с институтом и с водным транспортом в целом свою судьбу?

Поездку организовал депутат городской Думы Таганрога Геннадий Бородин. Эту идею поддержали директора 6-й и 23-й школ. Возвращаясь в Таганрог вместе с ребятами из 6-й школы, корреспондент «Нового курьера» предложил им поделиться впечатлениями.

«У меня дочь – выпускница 11-го кадетского класса, – рассказала Марина Гук, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. – Мы ещё не совсем определились, куда поступать. Можно рассмотреть и те специальности, которые этот Институт рекомендует для девочек. Очень интересные предложения для выпускников-девятиклассников: они принимаются без вступительных экзаменов, по конкурсу аттестатов. А ещё я сегодня поняла: те люди, которые хотят связать свою жизнь с морем, для начала должны серьёзно задуматься о том, хватит ли у них здоровья, дисциплины, силы характера».

«Очень интересная история учебного заведения, – говорит Дмитрий Опрышко из 9-го кадетского класса. – Впечатлила дисциплина, запомнилась их форма. И музей, который позволил окунуться в историю. Собираюсь идти на другую специальность – на журналистику. Но съездить было очень интересно. Узнал много нового».

Понравилась поездка и 9-класснице Полине Колоденко. «Интересно рассказывали. Меня это так вдохновило, – говорит она. – Хотела бы посетить этот Институт ещё. И в дальнейшем, думаю, поступлю туда – на логистику».

«Очень интересно. И красиво. Особенно в музее, – восхищалась Анастасия Иванова из 9-го А. – Радостно, что есть у нас в области такое место. И что морской флот, экономически самый выгодный транспорт, процветает».

«Очень интересная история Института, но сложная система обучения, – признался Даниил Коваленко из 9-го Б. – Ношение формы, дисциплина, физподготовка, трудные предметы…»

А Арина Лозинская возвращалась с яркими впечатлениями от музейных экспонатов, в частности, макетов кораблей. «Мне было интересно ознакомиться с факультетами и специальностями этого Института: в скором времени предстоит сделать важный выбор в моей жизни – выбор профессии и, соответственно, учебного заведения. Эта экскурсия поможет мне сделать непростой выбор», – рассказала школьница.

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора.


Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
«Новый таганрогский курьер» в соцсетях:  Одноклассники,  Facebook,  ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *