Таганрог завороженный
Наши предки-язычники в зимний солнцеворот (Спиридонов день), с которого ночь начинала убывать, а день прирастать, отмечали особый праздник – День Карачуна. С карачуном-хлебом гадали. Христианская Церковь, чтобы облегчить язычникам переход в новую веру, постановила в так называемый день рождения бога-солнца отмечать Рождество Солнца Правды – Иисуса Христа (действительная дата Боговоплощения — появления на свет младенца Христа во плоти — доподлинно неизвестна). Известно, что Крещение от Иоанна в Иордане Христос принял в день Своего 30-летия. Но, чтобы не смешивать вместе два великих праздника, Церковь постановила отмечать Крещение Господне (Богоявление) на 12-й день после Рождества, а период между этими праздниками, предназначенный для прославления Бога и Спасителя, получил название Рождественских святок («святых дней»). Но языческие корни в народных традициях и в душах людей сохраняются до сих пор. И поэтому в Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) вместо того, чтобы все свои мысли посвятить Богу, многие гадают.
Почему человек желает знать, что будет? Почему жители, а в особенности жительницы Таганрога особенно подвержены страсти гадания? Попытаемся ответить на эти вопросы, не гадая ни на чём, а просто вспоминая историю Таганрога и человечества.
Ребёнок Божий стал рабом
Христианство и другие монотеистические религии говорят о том, что Бог, Творец вселенной, создал человека по Своему образу и подобию – свободным творцом. Человек не ведал ни смерти, ни телесных и душевных страданий и болезней, в частности, страха, стыда, зависти, злобы. Не было у человека и опыта жизни без Бога. Ещё раньше, чем людей, Бог создал ангелов. Они были счастливы служить Всемилостивому Господину. Но, узнав о будущих Божьих детях, о людях, некоторые из Божьих слуг им позавидовали. И восстали против Бога. И отправились в ад – в место, покинутое Вездесущим, но вместе с тем и Всемогущим Творцом. Туда же в итоге последовал и человек. Человек, отказавший Богу в Его единственной просьбе. Человек, пожелавший отведать незрелых плодов с древа познания. Человек, оказавший больше доверия не Отцу, а дьяволу. Человек, поспешивший стать Богом, не прикладывая для этого никаких усилий.
История человечества стала опытом жизни человека без Бога. Человек стал движим страхом. Страшно лишиться пищи, крова, имущества, средств к существованию. Страшно показаться хуже других. Страшно в чём-то себе отказать. Страшно утратить здоровье, силы, красоту и молодость. Страшно потерять кого-то из родных и любимых либо саму любовь. Страшно оказаться никому не нужным. Страшнее всего лишиться жизни. Именно страх, прежде всего страх за свою жизнь, стал пищей для всякого греха. А возлюбленное Божье чадо стало рабом греха, суть – сатаны. Жить с постоянным страхом в душе невыносимо, поэтому многие свою земную жизнь оставляли с кажущейся легкостью. Но и в аду бессмертная душа человека оставалась без Бога…
Свыше 2000 лет назад, когда человечество для этого созрело, Бог стал Человеком. И у человека появилась возможность быть с Богом, а значит, освободиться от власти страха и всякого греха. Но в полной мере воспользоваться этой возможностью смогли лишь единицы – самые великие святые. Остальные же, даже приняв святое крещение и став христианами, вопреки Божьим запретам и призывам, остались во власти страха перед будущим. Этот страх для многих оказался сильнее страха Божьего — страха остаться без Бога. Свой страх перед будущим человек пытается обуздать посредством гаданий, ворожбы, заговоров, магии и тому подобного.
Тревоги Таганрога о будущем
Приняв свыше тысячи лет назад, при святом равноапостольном князе Владимире, Христа и крещение, русский человек, будучи натурой цельной, непосредственной, доверился Богу, сравнительно скоро отказался от языческих мерзостей, в том числе от гаданий и ворожбы. Разве что девицы резвились, швыряя башмачки, чтобы те показывали, откуда де придут суженые-ряженые: об этих кажущихся милыми забавах нам поведали Жуковский и Пушкин. (Байки о приверженности допетровской Руси к языческим попыткам предвидения были порождены пропагандистской машиной советского безбожного и богоборческого государства.) Запад извратил учение Христа, — реакцией на это стал расцвет оккультизма, в особенности – среди образованных слоёв населения. При Петре Первом образованные европейцы принесли в Россию не только научно-технический прогресс, но и духовную чуму. И Таганрог заразился ею с первых лет своего существования. Исторически закономерна и особая тяга Таганрога к тревожному заглядыванию в будущее.
Город стал первой военно-морской базой России, первым российским портом на открытом морском побережье. Начиная уже с августа 1696 года ради освоения новых земель рядом именных царских указов Приазовье превращается в одно из крупнейших в России мест ссылки «на вечное житье». В 1699 году в крае учреждена первая в истории России каторга, а Таганрог становится её центром. Приговаривались к ссылке в Приазовье чиновники, духовные лица, выходцы из дворянства, казаки Слободской Украины. Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны — шведы и жители Прибалтики.
В 1711 году, после провала Прутского похода, по условиям Прутского мирного договора Россия обязалась разрушить едва построенный Таганрог, что и было сделано в феврале 1712 года.
В 1736 году, после четырёхмесячной осады, Азов был снова взят, отошёл к России и Таганрог. Сразу же началось восстановление Троицкой крепости. Но после заключения союзником России Австрией сепаратного мира с турками все восстановленные укрепления опять были срыты.
И только после победоносной войны 1768—1774 годов Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, гавань первоначально стала базой для создания Азовской флотилии, а затем Таганрог превратился в купеческий портовый город, в крупнейший торговый порт России…
Таганрогская кофейная гуща
Крестьяне, кормившиеся от земли, прекрасно осознавали свою полную зависимость от Бога. Работа от зари до зари по будням, церковные богослужения по воскресеньям и праздникам, сравнительно незначительное имущественное расслоение, совместная общинная жизнь – всё это помогало громадному большинству населения России оставаться в лоне Церкви и удерживаться от нарушения Божьего запрета: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26).
Жизнь в Таганроге была иной. С одной стороны, моряки и рыбаки свою потребность в Боге и в Его защите и помощи ощущают, возможно, даже острее крестьян – ведь недаром Господь Своих апостолов избирал, главным образом, из рыбаков. С другой стороны, при множестве в нашем городе храмов, духовная атмосфера здесь была не совсем здоровая. В портовом городе жило немало богатых купцов, большинство из которых были иностранцами. Остальным купцам и мещанам нелегко было удержаться от зависти, а также, учитывая свободное время, – от гаданий — на себя и на богатого соседа. Аналогичная ситуация наблюдалась у чиновников, которых здесь было в изобилии (до 1887 года Таганрог непосредственно подчинялся Правительству, и лишь в 1887-м стал уездным городом). Пётр Первый попытался низвести роль Церкви до уровня государственного ведомства – этакого Министерства душеспасения. Во второй половине XIX века петровская церковная реформа дала результат – охлаждение веры, в особенности – в городах. Чиновники, считая себя православными, исповедовались и причащались раз в год — ради того, чтобы принести справку об этом по месту службы. Неудивительно, что после этого чиновник не стеснялся гадать о том, когда же умрёт его начальник, освободив долгожданный путь к продвижению вверх. Очевидец и свидетель всего этого – Чехов.
Гениальный писатель как мало кто другой понимал высочайшую степень духовного разложения современного ему общества: его отец, руководивший церковным хором, в своей лавке заставлял сыновей обвешивать покупателей, то есть нарушать заповедь «Не укради» (это, к слову, не спасло его от разорения). А что мог сделать подросток Антоша, чтобы уберечь своих покупателей от гадания на гуще от купленного у него кофе?..
Отношение Чехова к гаданиям и суевериям – крайне критичное. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать святочно-новогодний рассказ «Шампанское». Означенная сфера человеческой мысли и деятельности для Антона Павловича противна, очевидно, по двум причинам. Во-первых, потому что он, хоть и видел, и бичевал болезни Церкви и её иерархии, однако всегда оставался человеком верующим. Во-вторых, потому что он – врач, образованный представитель естественной науки.
Не ведаем, что творим
В более близком от нас прошлом, в ХХ веке, государство пыталось вытравить веру в Бога, потому пышным цветом расцвели суеверия (вера в пустое, в ничто) и языческие игры с нечистой силой.
Старожил нашего города Зоя Александровна Прозоровская вспоминает о таганрогских сеансах спиритизма:
— Садились люди за круглый стол. На столе – круглое блюдце. Задавали кому-то какие-то вопросы. Блюдце со стрелочкой поворачивалось. И указывало. Но то, что оно предсказывало, не сбывалось. Зимой особенно часто занимались этим: темнело рано. А дома сидеть скучно, — вот и приходили, собирались. Коптилочка горела: света не было. Как-то время проводили…
А муж Зои Александровны рассказывал молодой супруге, как ещё до женитьбы на ней он сидел в компании родственников:
— И занимались этим. И вдруг стол пошёл ходором, — делится с нами собеседница. — Так повылетали кто куда: кто – в двери, кто – в окна…
Винить советских людей в заигрывании с нечистой силой нельзя: они ведь не ведали, что творили.
Многие не ведают этого и теперь. И обращаются за помощью к гадалкам, экстрасенсам, «ясновидящим» и прочим «потомственным провидицам». Эти современные ведьмы с ведьмаками, возможно, и сами не всегда ведают, что творят. Они говорят о чёрной и белой магии, причём себя, разумеется, причисляют ко второй. Многие обставляют себя иконами, обвешивают крестами и ладанками. Некоторые посылают клиентов причаститься в православном храме – чтобы набраться Божьей энергии, но в отрыве от Бога. В результате клиент зачастую получает информацию из духовного мира, не догадываясь, что она – от падших духов. И в этой информации всегда есть ложь, ибо сатана — лжец и отец всей лжи (Иоанна 8:44). Самое же страшное – то, что человек оказывается в сетях сатаны. Почему же Бог не уберёг? – Потому что уважает свободу человека – Своего блудного, но по-прежнему любимого сына. Хотя Бог, конечно, может освободить человека из рабства у сатаны. Но для этого от человека требуется чистосердечное покаяние.
Примером для многих могут послужить волхвы – персидские маги – те самые, которые, подготовленные пророчеством, вслед за Вифлеемской звездой пришли поклониться Богу, ставшему Человеком. Позднее апостол Фома (тот самый, бывший неверующий) принёс им Свет Евангелия; они покаялись и приняли Христа уже как личного Спасителя: об этом нам рассказывает Священное Предание.
Библия учит нас делать, что должно, а в остальном уповать на Бога. Отказаться от излишних забот о завтрашнем дне нас призывает Сам Христос – например, в Своей Нагорной проповеди. Ведь Отец Небесный нужды человека знает лучше самого человека, и если не даёт просимого, то не из жадности, а из любви к неразумному чаду.
Что примечательно, сама человеческая речь отражает наше отношение к богопротивному делу. Даже просто говоря: «гадание», «гадалка» — мы пробуждаем образ гада ползучего – змея, соблазнившего Еву. А какова семантика «ворожбы», «ворожеи»? Ворог (враг) в самих словах сидит, не скрываясь.
Царство Небесное – в нас
Заметьте, Бог отнюдь не запрещает пользоваться нам многовековым опытом, запечатлённым в народных приметах. Чтобы, скажем, предсказать по небу погоду на завтра. Христос укоряет нас в другом – в том, что нам в небо заглядывать легче, нежели в собственные души (Луки 12:56). А ведь у каждого есть интуиция: Сам Бог человеку через его душу что-то подсказывает. Но вот беда – человек Его не слышит. И лишь немногие развивают в себе Божий дар предвидения будущего. При этом, заметьте, бизнеса из этого не делают: невозможно служить одновременно Богу и маммоне (Матфея 6:24).
Прозревать завтрашний день и готовиться к нему таганрожцам помогает не только небо, но и море:
— Перед Великой Отечественной войной в море ловились огромные рыбины. На здоровенных возах возили сомов и судаков, хвосты свешивались до земли, — вспоминает уже знакомая нам Зоя Прозоровская. – И свекровь (Мария Прозоровская, в девичестве Сахновская – дочь Ивана Антоновича Сахновского, служившего диаконом кафедрального Успенского собора – ред.) предсказывала: «Это – перед войной.» И на самом деле скоро началась война…
Что радует, знающие народные приметы жители нашего города при этом не особенно суеверны: чёрные коты добротой таганрожцев пользуются в той же мере, что их собратья иных окрасов.
Правда, многие таганроженки по-прежнему интересуются гороскопами, а на Крещение собираются побаловаться гаданиями; подбивают на это и мужчин. Однако сами таганрожцы-мужчины от этих забав открещиваются. И это радует и обнадёживает: может, наши современники-земляки начали учиться на опыте Адама?..
И последнее. Самое главное. Бог благословляет наши разумные заботы о завтрашнем дне, о сохранении телесного и душевного здоровья. На Крещение Господне некоторые таганрожцы окунаются в купель: прообразом вод Иордана нам служит Азовское море. Ещё больше людей, идущих в храмы, чтобы освятить крещенскую воду. За всё – Слава Богу! Но всё же нужно помнить о главном. Бог стал Человеком, чтобы всегда оставаться с каждым из нас. Причастие Святых Христовых Таинств открывает Господу душу человека: причастник принимает Младенца Иисуса в своё сердце, словно в ясли. И Христос начинает расти в нём, вытесняя грехи и страх перед будущим. А со Христом растут радость и любовь: Он ведь и есть Любовь.
Христос Родился! Славим Его!
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ
МНЕНИЯ
Юрий Рыжов, доктор культурологии:
Одно из отличительных качеств человека разумного – способность прогнозировать, предвидеть будущее. Но одно дело – прогнозирование, и совсем другое – всяческие предсказания, так называемые астрологические прогнозы. Средневековая астрология дала начало астрономии как науке – как алхимия послужила началом химии. Сейчас астрология – нечто совсем иное: кому-то – забава, кому-то – бизнес. С точки зрения христианина предсказания однозначно – дело ненужное и нехорошее: человек должен полагаться на Волю Божью, а всякие гадалки, астрологи человека от этого отвлекают. С точки же зрения учёного предсказания вредны, потому что у человека появляется неправильный образ будущего.
Алла Цымбал, старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника:
Желание что-то знать наперёд – это свойство человеческого ума. Я в своё время готовила лекцию о гадании. Когда эту тему изучала, — поняла, что через гадания и подобные занятия люди постигали мир. Тогда познание шло не как сейчас, не посредством разума и научных доказательств, а на чувственном уровне. Оракулы гадали по ночным светилам, по облакам, по полёту птиц… Благодаря этому древние много знали о будущем. Этруски знали, что их цивилизация просуществует 600 лет. И так и случилось. Это был другой уровень познания и понимания реальности. Мы его утратили. Потому что человек создал свой мир — технократический. Мы отгородились от природы и внешнего мира. Мы – как в коконе. Не смотрим на небо.
Что касается современных предсказаний и гаданий. Для многих это утешение и надежда, но нельзя не вспомнить мудрые слова Василия Великого: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».
Анатолий Непомнящий, доктор педагогических наук, профессор:
Люди, действительно, желают знать, что будет. Но это не то, о чём надо заботиться. Во все века и во всех странах мудрецы советовали жить «здесь и сейчас». Люди думают, что есть прошлое, настоящее и будущее. На самом деле мы всегда – в вечности, где существует лишь настоящее. А прошлое – это следы в нашей памяти прошедших событий, которые мы рассматриваем (опять-таки в настоящем) и что-то о них думаем, теряя связь с этим настоящим. Не очень умное занятие. Но, если что-то вспоминается, значит, это событие не до конца осмыслено, не сделаны нужные, правильные выводы. Достать из памяти, один раз осмыслить, положить в «чашу» опыта; и больше не трогать, не тратить время этой жизни, пропуская мимо настоящее. Мысли о будущем тоже хороши только тогда, когда они его создают по осмысленному плану. Это творчество Бога в нас. О нём мудрые говорили: «Дурак (продвинутый человек) думкой богатеет». То есть, что промыслил, то у него и появилось. Если вместо этого через сознание течёт поток неуправляемых мечтаний и мыслей, от этого — проку никакого. Такие «мечты» накладываются одна на другую, и в результате всё это тонет в таких же мыслительных «шумах» других людей. А в итоге, так мечтая, человек теряет возможности настоящего. А если человек обычный, неподготовленный, пойдёт к гадалке узнать, что будет, он неосознанно начнёт стремиться к достижению этого прогноза. Так можно прозевать многое другое, именно своё. Ведь будущее многолико. И мы из него берём то, что на определённый момент способны освоить. А если человеку что-то предсказала гадалка, – он к этому может начать стремиться, хотя оно ему и не надо. Люди часто внушаемы. А гадалки на них зарабатывают и одновременно тренируются. Гадалка видит событие, на которое настроена. Потому что личность – не стопроцентная манифестация Бога, а только Его отблеск. Поэтому она что-то видит, а что-то – нет.
В перестройку СМИ каждый день давали непальский гороскоп. И я из чисто профессионального интереса их читал и слушал. В итоге понял, что, если бы я ему следовал, – мне вообще ничего невозможно было бы достигнуть.
Доверяя гадалкам и астрологам, упускаешь то, что приходит именно к тебе. Все мировые религии не рекомендуют этого делать уже потому, что Бог постоянно в творчестве, и все события – вероятностны. Могут свершиться, а могут – и нет. Как говорит восточная мудрость: «У нас на складах есть тысячи несбывшихся пророчеств». Так что надо заботиться над совершенствованием собственного ви́дения и принимать всё, что к нам приходит, с радостью и желанием прожить, беря из приходящих событий полезный опыт и знание.
У человека – четыре ока: око тела (сенсорная система), око ума, око души и око духа. Но око души и око духа у многих в сонном состоянии – работают на уровне неосознаваемых процессов, поэтому человек не видит истину. И, чтоб у него была какая-то опора в жизни, ему во что-то надо верить. Если у него эту опору забрать, – он просто не сможет жить. Кто-то верит, что жизнь одна, и надо брать от жизни всё, чему в своей рекламе учит «Пепси». Кто-то верит в суеверия… Чисто прагматически наиболее выгодно верить в «Искру Божью» внутри нас, которая бессмертна и всемогуща. Тогда человек становится истинным творцом самого себя, своей судьбы, своего окружения.
Диакон Георгий Канча, помощник благочинного приходов Таганрогского округа:
Желание знать будущее для человека естественно. Но жизнь христианина — это жизнь в общении с Богом Живым. Она есть диалог Личностей. Как гадали на Руси издревле? Прежде всего, в бане. В бане потому, что это — единственное место в русском доме, где не было икон. Гадали, сняв пояс и нательный крест. То есть прекрасно понимали, к кому обращаться. И всё же не могли удержаться. Но всё-таки знали, где и в чём каяться. Современный человек знает ли?
Потому я призываю христиан обращаться к любящему Отцу-Богу, зная, что он не посылает нам испытаний сверх меры и без пользы. Обращаться с молитвой.