У семи нянек дитя без света
Куда обращаться и как добиться скорейшего восстановления электроснабжения, если в доме погас свет? Эти вопросы для многих таганрожцев, особенно проживающих в многоэтажках, в последнее время всё актуальнее. Если неисправность оказалась в доме, то кто ее должен устранять и куда обращаться понятно — в управляющую компанию. А как быть, если авария – за пределами здания? Показательным примером того, с чем может столкнуться каждый житель многоэтажки, на днях стала ситуация в многоквартирном доме по ул. Бабушкина 54А.
Когда на прошлой неделе из-за сильного ветра весь район «Новые дома» почти на сутки остался без света — жители домов с пониманием отнеслись к ситуации. О том, как происходила в Таганроге работа по ликвидации последствий июльского ветра, «Новый курьер» уже рассказывал в публикации «Штормовое предупреждение». Стихия, нехватка бригад у энергетиков, множество порывов и аварий по всему городу — эти слова звучали от диспетчеров городских аварийно-диспетчерских служб. Все безропотно ждали своей очереди, в том числе и жители моего многоквартирного пятиэтажного дома по ул.Бабушкина 54а, которые к тому же лишились еще и воды.
Всё это происходило, напомним, в 40-градусную жару. Люди страдали без кондиционеров и вентиляторов, в холодильниках портились продукты. Убытки несли и местные магазины. Но у всех теплилась надежда, что свет дадут скоро, что про них не забыли. Что где-то там трудятся герои-электрики, чтобы нам дать свет. И ночью он появился. Но когда буквально на другой день в обед две трети дома снова были обесточены, жители квартир, оставшихся без благ цивилизации, забили тревогу.
Во всех соседних домах электричество было. И даже в нашем доме такое счастье выпало отдельным квартирам, по одной-две в каждом подъезде. Было очевидно, что поломка как-то связана конкретно с нашим домом. И, конечно же, первый звонок был аварийному электрику управляющей компании. Электрик приехал довольно быстро. Проверил параметры подачи электроэнергии на вводе в дом и заявил, что от подстанции ЮЗЭС («МРСК Юга») не подается две фазы из трех.
Поскольку неисправность оказалась не в доме, электрик рекомендовал звонить в офис управляющей компании, чтобы там дали заявку в ЮЗЭС и уехал на другие адреса. Следуя рекомендациям, я связалась с офисом управляющей компании и передала слова электрика (что мешало ему сделать это самому осталось неясным). Также попыталась сама позвонить по «аварийным телефонам» ЮЗЭС. У меня их было три, но дозвониться не удалось ни по одному. Не удалось дозвониться к энергетикам и управляющей компании. Тогда с этим вопросом я обратилась в службу 112 и городскую аварийно-диспетчерскую службу 05. Там заявку записали, но сказали, что они сами с трудом связываются с электриками ЮЗЭС («МРСК Юга») и могут только передавать заявки, а уж как эти заявки выполняются — электрики им «не отчитываются», поэтому сказать, когда в доме появится свет, никто не может. Рекомендовали управляющей компании «брать ноги в руки» и ехать в офис к энергетикам давать письменную заявку. Управляющая компания так и сделала: дала заявку и взяла вопрос энергоснабжения дома на свой контроль.
Ближе к 22 часам стало известно, что по информации сотрудников ЮЗЭС, подстанция не виновата. По их словам они поменяли предохранители на двух «выбитых» фазах, но те снова перегорели. Причиной отсутствия электричества было названо замыкание в кабеле, который идет от подстанции к дому. А поскольку кабель не в их ведении, а является собственностью МУП «Таганрогэнерго», то и заниматься его ремонтом должен хозяин сети.
Итак, в деле появился новый субьект. Управляющая компания подала заявку по телефону в диспетчерскую МУП «Таганрогэнерго». Те отреагировали просто, дескать, будем искать, где «коротит».
Так прошла ночь и наступил следующий день. С самого утра я снова «села на телефон» и начала звонить, пытаясь выяснить, ведутся ли ремонтные работы и когда все-таки у жителей дома появится электричество. Служба 112 и городская аварийно-диспетчерская служба 05 ничего определенного сказать не смогли. К моему удивлению диспетчер «Таганрогэнерго» вдруг заявил, что к ним заявка по нашему дому от управляющей компании… не поступала.
Ту же информацию, как выяснилось, он доложил и в министерство промышленности и энергетики Ростовской области, куда я также дозвонилась в попытке заставить электриков энергетических компаний устранить неисправность и дать жителям свет. Пришлось потребовать от управляющей компании подтвердить подачу заявки с указанием входящего номера документа или данных о принятии по телефону. И только после письменной заявки управляющей компании в «Таганрогэнерго» у главного распределительного щитка нашего дома собрались все, кто должен был собраться изначально — электрик управляющей компании, представитель МУП «Таганрогэнерго» и ЮЗЭС. Кабель оказался не при чём! На подстанции еще раз поменяли предохранители, и в доме восстановилось нормальное электроснабжение.
На непосредственное восстановление электроснабжения дома понадобилось не более часа. Но в результате волокиты и «игры в пинг-понг» между энергетиками, жители дома сутки просидели без света. Вот и получается, что «у семи нянек дитя без глаза». Каждый обслуживает, как может, свой кусок электрической цепи, а за конечный результат не отвечает никто.
«Таганрогский курьер» попросил прокомментировать эту ситуацию начальника таганрогского отделения ЮЗЭС (МРСК Юга) Андрея Боженко.
— Уже сейчас на сайте «Ростов Энерго» отражается информация по плановым отключениям электроэнергии по Ростовской области, в том числе и по городу Таганрогу, правда немного с опозданием, — заявил Андрей Николаевич. — Что касается аварийных отключений, то основная их причина (98%) — это падающие деревья и с этим нужно бороться всем вместе. Количество бригад, которые обслуживают город Таганрог, это три линейные бригады, две бригады ТП и одна кабельная бригада. Это на 230 подстанций. Людей, конечно недостаточно. С руководством сейчас активно обсуждается вопрос об увеличении штата. Когда не справляемся с ситуацией, мы также привлекаем в помощь бригады из соседних районов — Матвеев-Курган, Куйбышев, Чалтырь. Есть еще отдельное звено, которое ездит в помощь из других регионов. Но едет оно трое суток. За это время мы уже сами справляемся с ситуацией. Дозвониться к нам на аварийные телефоны действительно трудно, так как телефоны просто «красные» от объёма информации. В городе около 10 энергетических компаний. Люди знают только одну компанию — ЮЗЭС и все звонят нам, потому что в других энергетических компаниях вообще нет аварийной службы. Скоро будет совещание в Ростове. У меня для руководства созрело предложение. Я предлагаю выделить одну страничку на сайте для граждан, чтобы они могли выйти с мобильного телефона через интернет и передать заявку о неисправности или аварии. Другая страничка должна быть для информирования граждан по телефону о ходе работ. Вот к этому мы должны перейти. Вообще, по моему мнению, и оно подтверждается позицией правительства, в городе должна быть одна энергетическая компания, в которую должны обращаться люди, и с которой должен быть спрос. Вот тогда будет четкое понимание кто за что отвечает».
Ирина Трофимова